Удивительные фотографии с самого холодного континента: Хинек Адамек в Антарктиде
Удивительные фотографии с самого холодного континента: Хинек Адамек в Антарктиде
Опубликовано: 26.10.2023
На страницах чешского журнала National Geographic, для которого я пишу, мы регулярно следим за деятельностью наших ученых в Антарктиде, начиная с 2003 года. Два крупных репортажа прямо с места проведения — это определенный результат и, главным образом, кульминация наших усилий по популяризации чешских антарктических исследований.
Впервые мне представилась возможность в 2005 году задокументировать начало строительства нашей научной станции на острове Джеймса Росса. В этом году я появился там во второй раз после 18 лет.
Когда вы впервые получили предложение, вы обдумали его?
Я вообще не думал, потому что хотел быть там с самого начала. Это была прекрасная возможность для оригинального репортажа: ты прилетаешь на необитаемый антарктический остров, а когда покидаешь его, на нем стоит дом.
Публицист и фотограф Хинек Адамек Автор: Хайнек Адамек
Я так понимаю, станция собрана на месте из импортных запчастей?
Да, вместе с отдельными панелями в Антарктиду было перевезено девять контейнеров со всем остальным оборудованием. Это результат сотрудничества Масариковского университета и злинской строительной компании PSG. (Более подробную информацию о базе и ее строительстве можно найти на сервере dumazahrada.cz.)
Что вас больше всего привлекло перед вторым визитом?
Наверное, элемент времени. Что изменилось с момента постройки станции, когда она функционирует как надо и является базой для научной работы. Это было то, что я смог задокументировать, находясь там раньше, и 18-летний срок имел смысл.
Вы о чем-то беспокоились?
Без страха и уважения к такому путешествию всегда думаешь о неприятностях. Транспортировка до места требует логистических усилий. Из Чили (из Пунта-Аренас) везете припасы и большой груз необходимых вещей. И еще есть местные условия.
Высадка на остров Джеймса Росса — одно из ярких событий экспедиции. Автор: Хайнек Адамек
Вы прибудете на корабле в пределах видимости станции, но, возможно, вам все равно не удастся успешно высадить весь груз — у берега может быть так много зарослей, что это будет невозможно. Короче говоря, в игре много неизвестного. Но больше всего меня беспокоила травма. Что я причиню себе что-нибудь по своей неосторожности и усложню ход экспедиции для всех.
К обеим экспедициям вы готовились одинаково или были какие-то изменения?
Это было первое путешествие в неизведанное, поэтому я старался не недооценивать ни одну деталь. Было немного проще тем, что в транспортные контейнеры с разложенной станцией можно было положить много дополнительных личных вещей - одежду и т. д. Я уже второй раз попадаю в ситуацию, когда того, чего у меня нет в мой багаж, у меня его не будет.
Ночная тишина - вокзал после дневной вьюги Автор: Хайнек Адамек
Самая большая разница в подготовке была, безусловно, в технике фотосъемки. Если в 2005 году я делал две трети своих снимков на слайды, а остальные на цифру, то 18 лет спустя у меня не было с собой даже аналоговой камеры. Конечно, наибольший акцент я сделал на упаковке фототехники – особенно дополнительного оборудования. Зарядные устройства, запасные карты фотоаппаратов, резервные диски, моносоты, все по возможности дублировалось. Там ничего нельзя купить.
Чем в целом отличались две экспедиции? Были ли условия на местах другими?
Первый был строительный, второй научный. Этим все сказано. В первом участвовало немного ученых, но все было подчинено строительству станции, оно было более динамичным. Спустя 18 лет это уже была научная рутина. Моя цель заключалась в том, чтобы документировать работу ученых, а не мешать им. И я не должен забывать о жилье.
Научная станция в Антарктиде, фото Хинека Адамека. Автор: Хайнек Адамек
В 2005 году мы провели 49 дней в палатках, ведя постоянную борьбу за тепловой комфорт. Напротив, на станции есть тепло, электричество и у вас есть собственная кровать. Это совершенно другие условия, поэтому вы можете сосредоточиться только на своей работе.
Представители каких профессий состояли в экспедиции?
Всего нас в этом году было 14 человек – восемь ученых, врач, два техника, кровельщик с его помощником и мой малыш.
Работа в Антарктиде, фото Хинека Адамека Автор: Хайнек Адамек
У вас есть научное образование. Так вы как-то сотрудничали с учёными?
Я просто наблюдал и документировал их. Я знаю, о чем идет речь, чем они занимаются, я знаю термины, которые они используют, но наука изменилась со времени моего пребывания в Географическом институте в Брно. Во времена детальных измерений, интерпретации измеренных данных и сотрудничества между различными научными областями я нахожусь в положении очень образованного дилетанта.
У вас был особый распорядок дня?
Он был похож на большинство участников экспедиции. В хорошую погоду используйте день или его часть, оставаясь в поле. В отличие от ученых, которые проводили вечера в лаборатории или обрабатывали измеренные значения с различных приборов, я сидел за компьютером и думал о наблюдениях, которые подойдут для отчета.
Я вел подробный дневник – за все эти годы я знаю, что без тщательного дневника очень сложно составить отчет дома. А еще мне очень нравилось выходить на улицу ночью, когда не было ветра и было чистое небо. На небольшом расстоянии от станции, в абсолютной тишине, достаточно было наклонить голову, и у меня сложилось впечатление, будто я только что заплатил за билет в огромный планетарий.
Как организовано жилье на вокзале?
Живут в комнатах по двое или по одному. В каждом есть базовое оборудование – кровать, шкафы, полки и, самое главное, письменный стол. У вас будет превосходный вид из окна, смотрите ли вы на побережье, пролив Принца Густава или с другой стороны на внутреннюю часть острова.
Вы привезли всю свою еду или есть какие-то местные источники и постоянные запасы?
Еда – основа благополучия каждой экспедиции, каждого закрытого коллектива. В этом отношении мы нисколько не колебались. 18 лет назад у нас была только минималистичная и кустарная кухня, сегодня она, наоборот, прекрасно оборудована и особенно те, кто был здесь несколько раз (и не только они), могут готовить действительно превосходно.
Выпечка хлеба в Антарктиде, фото Хинека Адамека Автор: Хайнек Адамек
Итак, ужин, главный прием пищи дня, представлял собой разнообразное застолье: от спагетти до свиных клецок, от вырезки до аргентинских стейков. Мы также пекли свой хлеб. Однако постоянного снабжения нет. Каждая экспедиция должна брать с собой все основные продукты питания. Он рассчитан на пребывание около двух месяцев, и за годы работы станции уже известно, что нужно купить и что необходимо и потребить во время столь длительного пребывания. Предварительная покупка осуществляется чилийскими партнерами в Пунта-Аренас.
Как вы проводили свободное время?
Иногда мы смотрели фильмы, кто-то слушал музыку, чем больше песен вы скачаете на компьютер перед уходом, тем лучше. А потом каждый любит иногда отдохнуть просто в одиночестве.
Неужели никогда не было подводной лодки?
Его можно создать в закрытом коллективе где угодно и когда угодно. Вы не можете так сильно повлиять. Если дело дошло до вас и у вас не все в порядке, важно быть максимально терпимым к другим и не пытаться ворваться в их психику. Да, легко сказать, труднее сделать, но надо постоянно это осознавать. Преимущество имеют те, кто уже сталкивался с подобным пребыванием и имеет опыт работы в подобных условиях. Они уже знают, что с ними происходит и что это пройдет.
Охота, фото Хинека Адамека Автор: Хайнек Адамек
Как у вас сложились отношения с домом?
Можно позвонить по спутниковому телефону, а также имеется электронная почта. Конечно, из дома не так комфортно, как вы привыкли, нельзя отправлять картинки и фотографии, но каждая строчка и каждое слово со временем будут вас радовать.
Сколько градусов было у вас снаружи и внутри?
В этом году, за исключением последних 14 дней, когда выпал снег и температура держалась ниже нуля, ученым все время удавалось работать на открытом воздухе. Но это уже был признак приближающейся антарктической зимы. Температура внутри станции колеблется от 17 до 21 градуса. Текущие рекорды наружного воздуха, измеренные на метеостанции Иоганна Грегора Менделя, составляют -36,7 °C и +13,4 °C.
Были ли у вас контакты с другими экспедициями?
Иногда такое случается, но в этом году все было не так. Надо помнить, что мы находимся в районе с низкой плотностью полярных станций - ближайшая к нашей станции - чилийская база, примерно в 53 км к северу, вторая по близости - аргентинская на оконечности материкового полуострова. что в 64 км к северо-востоку.
Есть ли планы по изменению или расширению базы?
Не расширять мощности, важнее о них заботиться и продолжать совершенствовать их технически. Это отражается на увеличении площади солнечных батарей, совершенствовании оборудования лабораторий и профилактических ремонтах, таких как ремонт крыши главного корпуса в этом году.
Если бы у вас была возможность, вы бы пошли еще раз?
Сложный вопрос. Думаю, свое я уже сделал на вокзале и для вокзала. Для возможного дальнейшего пребывания потребовалась бы какая-то особая активность на протяжении всего времени, а я сегодня себе этого представить не могу. Я не учёный и не техник. Две экспедиционные поездки и два крупных репортажа в National Geographic — это, наверное, мой антарктический потолок.
Ночное небо в Антарктиде Автор: Хайнек Адамек
РнДр. Хинек Адамек
Выпускник факультета физической географии Масариковского университета в Брно, работает обозревателем и фотографом. В 1994 году он был участником экспедиции «Живая Африка», а два года спустя вместе с Мирославом Зикмундом и Иржи Ганзелкой опубликовал одноименное издание. В 2000 году вышла книга «Час je dar Afriky – Etiopie», которую он написал вместе с Павлом Микешем, а в 2003 году – издание «Исландия – Soulad contrakladů с Якубом Гавелом». С того же года он работает внешним редактором чешского журнала National Geographic.
В течение летнего антарктического сезона 2004/2005 г. он был частью команды, которая построила первую чешскую научную базу в Антарктиде — станцию Иоганна Грегора Менделя — на острове Джеймса Росса. В 2010 году он опубликовал книгу «Чехи в Антарктиде», а в этом году вернулся на базу спустя 18 лет.
В 2010 году вы опубликовали книгу «Чехи в Антарктиде». Планируете еще, или тема исчерпана?
В этой книге описывается и обобщается наше присутствие в Антарктиде с 1929 года (Вацлав Войтех был первым чехом на континенте 27 января 1929 года) до наших дней. Тем временем появились и другие издания, превосходно популяризирующие нашу антарктическую науку. Так что да, я готовлю еще одну книгу, но она не будет на тему Антарктики.
Эту статью вы можете найти в журнале «Дум и Заграда» № 9/2023.
Источник: Дом и сад.